В старину крестьянские художники использовали
ограниченное количество красок: эт< были природного происхождения
земляные краски, добытые из глин, краски из соков ме стных деревьев
и растений и бережно употребляемые привозные лазурь, кармин, немец
кий бакан и др. Замешенные на яичном желтке тертые минералы превращались
в тем перные краски. Они приготавливались небольшими порциями,
так как быстро сохли а засыхая, образовывали нерастворимую пленку.
Эти краски, используемые прежде все го в иконописи, применяли
и для росписи бытовых предметов. Со временем их во много* заменили
масляные краски. Так, местами прием "разбел", характерный для
масляно! живописи, вытеснил белильные оживки темперной.
В настоящее время почти на всех промыслах пользуются
масляными красками. Кое где употребляются гуашь и анилиновые красители
(Полх-Майдан, Крутец).
В зависимости от основы краски делятся на масляные,
клеевые, водяные, акриловые (водополимерные), анилиновые.
Одной из последних новинок стал" масляно-восковые краски, которые
имеют свойства темперы и масляных красок.
Для тех, кто только осваивает приемы народных росписей,
предпочтительнее рабо тать гуашью. Она бывает двух видов: художественная
и плакатная. Последняя с "песоч ком", неважного качества, потому
пользоваться стоит только художественной гуашью.
Также хороша в росписи по дереву и темпера. Это
краска на клеевой основе: казе иновой, поливинилацетатной (ПВА)
и др. По всем показателям темпера ПВА лучше казе иновой, ей и
стоит отдавать предпочтение. |